пятница, 15 апреля 2016 г.

Судак

289-й из 1112 городов России и четырнадцатый из шестнадцати городов Республики Крым.

Начну с воспоминаний трехлетней давности, когда я был здесь впервые. Тогда мы путешествовали вдвоём с напарником. Это выдержка из другого поста:
"В начале мая 2013 года мы с Евгением Ивановичем прокатились по Крыму. Особенно запомнились Судак и мыс Фиолент. В Судаке решили зайти в мечеть. Как раз была пятница, святой для мусульман день, и на намаз пришло очень много народу. Мы посмотрели и послушали, а после нас пригласили попить чаю в гости к одному из крымских татар. За столом собралось человек десять. Все убеждали нас в истинности ислама. Я не привык спорить с верующими людьми и просто слушал, кивал и поддерживал разговор в положительном ключе. А православного Евгения Ивановича очень задевало то, о чем они говорили. Поэтому мусульманские братья еще более живо, горячо и убедительно свидетельствовали нам. К счастью, Евгений Иванович не стал противостоять большинству и все закончилось благополучно. Татары предложили нам заночевать в мечети и принесли еды. Так я встретил своё 27-летие. В Судаке Евгений Иванович поразил альпинистов тем, что без снаряжения покорил крутую скалу по самому опасному подъему. Сам он говорит, что вспомнил при таком восхождении все молитвы, тропари, псалмы и притчи... Иными словами, страх берет!"

Возвращаюсь в 2016-й. Из Алушты добирался по побережью. По этой дороге очень редко ездят машины. Расстояние небольшое, но преодолевал его я долго, с несколькими пересадками. Шёл дождь, на перевалах был густой туман. В Судак прибыл к вечеру. Уже в самом городе по пути к пожарной части спросил у одного местного жителя дорогу, а он взял и проводил меня километра два прямо до места!
В этот раз я посвятил Судаку больше времени. Нетеропясь осмотрел местные достопримечательности. Увидел генуэзскую крепость, где Владимир Бортко снимал ершалаимские эпизоды сериала "Мастер и Маргарита", поднялся на судакскую Голгофу. Там до сих пор стоят три деревянных креста. На одном из них распяли Сергея Безрукова. Сходил к лютеранской кирхе. Хотелось побывать и в Новом Свете, но было настолько пасмурно и облачно, что вряд ли была бы возможность по достоинству оценить всю красоту той местности.
На многих пятиэтажках в Судаке нарисована разноцветная лягушка и латиницей написано название города.

В Камышине мы часто ловили рыбу, особенно судака. Мне было лет тринадцать. Я ездил по дачным улицам на велосипеде и кричал: "Свежая судачатина! Свежая судачатина недорого!" Но никто не хотел ничего покупать у меня, потому что дачникам казалось, будто я предлагаю собачатину. Тогда я стал кричать по-другому: "Судак! Свежая рыба недорого! Судак!" И слово "судак" вызывало у людей аппетит и желание купить у меня рыбу. Так вот, когда я ехал в Судак, единственной ассоциацией с названием города, возникающей в моей голове, была ассоциация с рыбой. Откуда же на самом деле появился топоним?
В переводе с тюркского "су" означает вода, а "дакъ"- горный лес. Но это не единственная версия. По мнению какого-то замечательного товарища, гордо носящего фамилию Абаев, название города восходит к иранскому suxta-ka — «священный», «чистый», «непорочный», «святой».
Да и не всегда Судак именовался так. В древности его называли по-разному: византийцы — Сидагиос и Сугдея, итальянцы — Солдайя, в древнерусских источниках — Сурож. А вот уже во времена Османской империи город стали называть Судаком.
 
Поставив в библиотеке печать в свой блокнот и пообедав в пожарке, я отправился на трассу. Пришлось много пройти пешком. По дороге я встретил ту самую мечеть, в которой три года назад отмечал свой день рождения.

Полный фотоотчёт о посещении Судака здеся!

Следующий город - Щёлкино.