пятница, 22 апреля 2016 г.

Карачаевск


294-й из 1112 городов России и третий из четырёх городов Карачаево-Черкесской Республики.

Добрался из Джегуты с Шамилем, парнем, который сам делает карачаевские ножи. Я планировал доехать не до самого Карачаевска, а до музея-памятника защитникам перевалов Кавказа, а потом уже, посетив музей, двигать дальше. Но Шамиль сказал, что сам ни разу не был в этом музее. И мы пошли вместе. В музее нас уже ждали, спасибо Минкульту. Заведующая провела интереснейшую экскурсию и показала нам фильм. После этого в Карачаевске Шамиль познакомил меня со своей приятельницей. Мы хорошо пообщались под чай с хычинами.

В пожарке меня встретил очень разговорчивый начкар-осетин Хетагуров. Дружелюбный караул очень хотел накормить меня, хоть и приехал от Шамиля я уже сытый.
На следующий день начальник части показал мне некоторые достойные внимания места в городе и отвёз в село Коста Хетагурова, откуда я поднялся к Шаонинскому храму. Очень впечатлила древняя обитель.
Шоанинский храм - это православный собор, один из аланских храмов, возведённый в первой половине X века, он асположен на юго-восточном отроге горы Шоана  Престол был освящён в честь святого Георгия Победоносца. Осетины, проживающие в селе имени Коста Хетагурова, называют храм Суаны Уастырджы.
В 2007 году жители села имени Коста Хетагурова после длительных безуспешных обращений в правительство республики произвели самовольный ремонт собора — без ведома администрации Карачаево-Черкесского музея-заповедника, на балансе которого находятся все пять сохранившихся купольных аланских храмов. При этом грубо сбита поздняя штукатурка в интерьере храма, под которой находилась просматривавшаяся и до этого первоначальная обмазка. В результате часть этой обмазки погибла, а на открывшихся частях в настоящее время имеются остатки древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки-тамги. Все эти артефакты никак не зафиксированы и могут быть утрачены.
30 апреля 2011 года неизвестные подожгли храм, однако пожар был быстро ликвидирован, и внутреннее убранство и иконы не пострадали.
16 февраля 2016 года в России выпущена в обращение серебряная памятная монета номиналом 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму, который считается одним из древнейших христианских храмов на территории России.
Местные жители называют это здание не храмом или церковью, а монастырём.

От храма я пешком вернулся в Карачаевск. Самое интересное начинается здесь:


Изначально был замысел показать этим фото, что вот, мол, молодцы какие в КЧР живут - взяли и целый дворец-детсад построили.

Но омрачил мои впечатления один неадекватный сотрудник той структуры, название которой раньше начиналось с буквы М, а теперь стало погрубее: на букву П. Мы назовём этого сотрудника условно товарищем Х.
Товарищ Х. появился неожиданно из мрака. Было светло, но он появился из мрака. Не каждый так сможет, но он смог. Х. приблизился ко мне походкой Супергероя, который вот-вот победит зло. Мне кажется, у товарища Х. было точно такое же выражение лица, как у Александра Заносовского в момент задержания Чикатило. Из окон личного автомобиля за Х. наблюдали женщины. Тут уж попробуй не быть Супергероем!
Итак, я сфотографировал чудесное здание нового детского сада. Ещё не успел убрать фотоаппарат, как передо мной возник какой-то Х.
Он не был в форме, которую носят принадлежащие к П. Удостоверение его я увидел лишь мельком и неразвёрнутым. Х. не был готов к диалогу. Только к монологу. А вы знаете, какие монологи бывают у таких, как Х.
Он обратился к незнакомому человеку на улице не поздоровавшись и не представившись. Грубо, на повышенных тонах, сразу же перешёл на "ты". Нет, он не переходил на "ты". Он просто "тыкал". Х. назвал своё имя только после того, как я попросил об этом. При этом неизвестно, своё ли имя он назвал. Может, он не Х., а Б. или Г.?
Чего же хотел Супермен? Он попросил меня предъявить документ, удостоверяющий личность, а затем потребовал, чтобы я удалил фото детсада. Объяснений своим требованиям Х. дать не смог, заявив лишь, что считает ненормальным фотографирование чего бы то ни было, кроме гор. Он также хотел, чтобы я показал ему некую бумажку, дающую мне право фотографировать детские сады. Ответить на вопрос, что это за бумажка такая и где её выдают, Х. также не смог. Не сумел он осмыслить и такие понятия, как путешествие, Русское географическое общество, МЧС... Я даже сам видел, как все мои слова пролетали мимо его головы, не найдя естественных отверстий там, где у нормальных людей обычно бывают уши. Просто пролетали мимо в виде кириллических символов.
Убедившись в бессмысленности дальнейшего общения с товарищем Х., я позвонил в то место, которое называют не иначе как П. по известному номеру из двух цифр. Зная, что разговор будет записан и потребует официальной реакции, я подробно объяснил, кто я и откуда, как и с какой целью приехал в Карачаевск, как мне посчастливилось познакомиться с товарищем Х. и почему его требование удалить фото считаю незаконным.
Х. в это время пытался настроить против меня двух сотрудниц детского сада. Женщины оказались неглупыми. Они ответили Х., что в моих действиях ничего подозрительного (и уж тем более признаков терроризма) не видят. С другой стороны улицы подошла девушка, с которой я познакомился накануне. Она сообщила, что ей очень понравилось сообщество "От Кореи до Карелии" с фотографиями из разных городов России, особенно пост про кладбище домашних животных в Ялте. Я сразу же представил могилу Х. на этом самом кладбище домашних животных.
Тут подъехала карета с тремя товарищами, более адекватными и тактичными, чем их великий коллега. А Х. почему-то решил уйти туда, откуда пришёл: во тьму. Он исчез. Больше я его не видел.
Приехавшие по моему вызову полюбопытствовали, что мне больше всего понравилось на Северном Кавказе и спросили, буду ли я писать жалобу на товарища Х. Времени на это у меня не было, да и желания тоже. Они ещё раз уточнили, не желаю ли я "прославить" Супергероя перед его начальством. Сложилось впечатление, будто они сами хотят насолить этому Х. моими руками.
Пожелав друг другу успехов, мы попрощались с замечательными людьми из П. И пошёл я дальше.
А посмотрите всё-таки, какой красивый детский сад!

Также я зашёл на географический факультет Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, чтобы познакомиться с местным отделением Русского географического общества. 
К сожалению, председателя я на месте не застал, но познакомился с Юрием Яковлевичем Потапенко, доктором геолого-минералогических наук, который и основал в 1996 году отделение РГО в республике.
Юрий Яковлевич рассказал мне об истории отделения, показал стенгазету, оформлением которой занимается сам, познакомил с деканом факультета и студентами, а также блеснул своими знаниями туркменского языка.
В аудитории было человек 25. И все из Туркменистана! Одна иранка, остальные - туркмены. На других факультетах, как говорят, тоже редко встречаются местные жители. Большая часть студентов именно из Туркмении. Студенческим центром КЧР является не столица республики, а город Карачаевск.
Юрий Яковлевич представил меня ребятам как живого члена РГО. Об обществе они слышали, но членов РГО, кроме своих преподавателей, никогда не видели. 
Я коротко рассказал географам-первокурсникам о своём проекте, с некоторыми мы сфотографировались.
"Будем считать, что у нас сегодня состоялось заседание РГО!" - так подытожил встречу Ю.Я. Потапенко. И вручил мне в подарок авторскую книгу "Геологические маршруты в Приэльбрусье".
Спасибо преподавателям и студентам КЧГУ за интерес к географическому проекту "От Кореи до Карелии"!

В каждом городе Карачаево-Черкесии свой Ильич. В Черкесске один гордый, большой и отгоняющий голубей на центральной площади, другой - маленький, скромный с бумажкой в руке стоит у ж\д вокзала. В Джегуте перед администрацией района небольшой, но величественный, с кепкой в левой руке. В Теберде позолоченный, но затаившийся в кустах с побитой головой напротив маленького здания администрации города.
А вот в Карачаевске Ленина удалось отыскать с трудом. Ильич лежал носом в землю на заднем дворе психфака КЧГУ. С помощью карачаевского плотника мне удалось поднять Вождя и прислонить к дереву. 

Полный фотоотчёт о посещении Карачаевска тут вот!