суббота, 16 апреля 2016 г.

Щёлкино

290-й из 1112 городов России и пятнадцатый из шестнадцати городов Республики Крым.

Кое-как добрался из Судака уже в вечерних сумерках.
Заночевал в Ленино в пожарной части. А на следующее утро отправился в Щёлкино.
На 16 часов была назначена моя лекция в юношеской библиотеке. Поэтому нужно было успеть до этого времени побывать на заброшенной недостроенной АЭС и посмотреть сам городок.
Чтобы поставить печать, я зашёл в администрацию города. Там меня познакомили с главой города Сергеем Владимировичем Варавиным. Он заинтересовался идеей моего проекта и даже сам захотел поддержать его материально. Сергей Владимирович попросил меня выступить перед депутатами до того как начнется моя лекция в библиотеке.

Щёлкино - совсем небольшой городок. Здесь даже нет улиц. Дома различают просто по номерам. Частного сектора почти нет. В основном пяти- и девятиэтажки. Городок сравнительно чистый и уютный. Планируя посещение всех городов Крыма, я представлял, где находится каждый из них. Кроме Щёлкино. О нем раньше я и не слышал. Город назван в честь первого научного руководителя ядерного центра Челябинск-70 Кирилла Ивановича Щёлкина.

Особый интерес для меня представляла Крымская ГЭС. Я ещё нигде не встречал таких огромных заброшенных объектов со свободным доступом. От Щёлкино до развалин АЭС около пяти километров. Поэтому ушло несколько часов на знакомство с этой заброшкой. Фонарика у меня с собой не было. По некоторым тёмным лестницам реактора пришлось подниматься почти на ощупь. Я насчитал не меньше 20 этажей! А какой вид открывается сверху! Красота!

Проект станции однотипен действующей Балаковской АЭС, недоведённым до проектной мощности Хмельницкой АЭС, Ростовской АЭС и АЭС Темелин. Крымская АЭС, будучи в высокой степени готовности, после распада СССР была заброшена из-за аварии на Чернобыльской АЭС (готовность первого энергоблока — 80 %, второго — 18 %).

Первые проектные изыскания были проведены в 1968 году. Строительство начато в 1975 году. Станция должна была обеспечить электроэнергией весь Крымский полуостров, а также создать задел для последующего развития промышленности региона — металлургической, машиностроительной, химической.
В ноябре 1980 года стройка объявлена Республиканской ударной комсомольской, а 26 января 1984 года — Всесоюзной ударной.
В реакторное здание первого энергоблока уже был поставлен и установлен на проектное место уникальный полярный кран.
С помощью этого крана должны были выполняться дальнейшие подъёмно-транспортные и строительно-монтажные операции внутри реакторного отделения.
До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки осуществлялись с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.
Ядерное топливо было завезено, но не использовалось, радиационной опасности не представляет.
Неблагоприятная экономическая ситуация в СССР и катастрофическая авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года привели к тому, что к 1987 году строительство было сначала приостановлено, а в 1989 — принято окончательное решение отказаться от пуска станции. К этому моменту на строительство АЭС было затрачено 500 млн советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставались материалы ориентировочно ещё на 250 млн рублей. Станцию начали растаскивать на чёрный и цветной металлолом.
Есть свидетельство, что в начале 1990-х годов проводились изыскания, целью которых было «подогнать» дополнительное геологическое обоснование под закрытие Крымской АЭС. Впрочем, и это было лишь формальным поводом — к концу 1980-х годов ситуация в экономике СССР усугубилась настолько, что были свернуты практически все крупные стройки, как в энергетике, так и в промышленности, транспорте и градостроительстве.
C 1995 по 1999 год в машинном зале (турбинное отделение) проводились дискотеки фестиваля «Республика КаZантип». Реклама гласила: «Атомная вечеринка в реакторе».
Крымская АЭС была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой в мире атомный реактор. Это связано с тем, что, в отличие от остановленных в это же время однотипных ей Татарской АЭС и Башкирской АЭС, она на момент остановки строительства имела более высокую степень готовности.
Рядом была построена солнечная электростанция. Возле неё на восточной части берега Акташского водохранилища расположены также экспериментальная ветряная электростанция Южэнерго и восемь старых неработающих экспериментальных ветряков, установленных ещё в советское время. Неподалёку от неё находятся состоящая из 15 ветроагрегатов мощностью по 100 кВт и двух мощностью 600 кВт каждая Восточно-Крымская ветроэлектростанция.
У АЭС есть практически полный «близнец» — заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990 год. К моменту остановки строительства готовность первого энергоблока АЭС Штендаль составляла 85 %. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС — использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В 2010 году АЭС Штендаль была уже почти полностью разобрана. На территории бывшей АЭС открыта целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжёлой строительной техники завершается разбор реакторных цехов.

 
АЭС снималась во многих фильмах, среди которых самым известным стал снятый здесь в 2007 году «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука. (Справочная информация из Википедии).

Вернувшись с Крымской АЭС, я сразу же пошёл на встречу депутатов. В тот день у них было какое-то заседание в актовом зале администрации. Я присел на одно из свободных мест, но меня тут же согнал какой-то жирный дядька с усами. Пшол, мол, вон, тут депутаты сегодня собираются, а не шваль всякая!
В самом начале встречи глава города пригласил меня рассказать о проекте "От Кореи до Карелии". Я не заметил у депутатов интереса к теме путешествий, поэтому быстро закруглился. Весьма неприятно общаться с аудиторией, с которой нет даже зрительного контакта. Живой интерес был только у Варавина. Он вручил мне грамоту-благодарность "за популяризацию и прославление городов России, экспедиционное посещение двухсот девяностого города Щёлкино".
Затем я спустился в библиотеку (она в этом же здании), где собрались лучшие ученики-географы и несколько взрослых местных жителей. Они оказались более благодарными слушателями, чем депутаты. Нашёлся проектор, с помощью которого мы посмотрели наиболее интересные фотографии из разных регионов страны.
После этого автостопом я вернулся в Ленино. На Казантип, к сожалению, не успел.

Полный фотоотчёт о посещении Щёлкино тут!
Остаётся последний город Крыма - Керчь.