понедельник, 28 марта 2016 г.

Анапа

272-й из 1112 городов России и двадцать пятый из двадцати шести городов Краснодарского края.

Из Славянска-на-Кубани меня привезли краснодарские друзья Антон и Света, которых я совершенно случайно встретил на трассе.
Сразу же вспомнилось, как я был в Анапе проездом три года назад. Тогда я ехал из Абхазии в Крым. Ночь застала меня на трассе рядом с Анапой. Пришлось ночевать в палатке под дождём. Негде было взять воды и я кипятил воду из лужи.
В этот раз получилось иначе. И добрался быстро, и МЧСовские друзья встретили хорошо.
Прошелся по набережной, осмотрел бОльшую часть достопримечательностей. Печать мне поставили в детско-юношеской библиотеке.
Под чачу делать это веселее! Несмотря на ветер и дождь.

О происхождении названия города единого мнения, как обычно, нет. Наиболее часто используемые варианты его объяснения:
- Черк. «Аннэ-пэ» — «Край округлого стола». Считается, что анапская бухта могла напоминать местным черкесским племенам (натухаевцам и шегакам) очертания адыгского национального стола «аннэ», который отличался отсутствием углов и исключительно округлой формой столешницы.
- Др.-греч. «Ана-па» — «Высокий мыс». В древнегреческой «Аргонавтике» Аполлоний Родосский, упоминая первый раз слово «Анапа», осмысляет его именно как «высокий мыс». Скорее всего, это название местность получила благодаря высокому и обрывистому берегу, вдоль которого проходит ул. Старая Набережная.
-Абхазск. «А-напы» — рука, крайний форпост Абхазского царства, «до сих пор простирается моя рука».
-У Василия Потто в 1-м томе «Кавказской войны» в главе Бедственный поход Бибикова на Анапу находим ещё одну версию: «Самое слово „анапа“ происходит от двух татарских слов: „ана“ — мать и „пай“ — часть, доля. В первое время существования крепости её иначе и не называли, как Анапай — „материнская часть“, или „материнская доля“. Происхождение этого названия объясняют обыкновенно тем, что турки, стараясь облегчить участь своих единоверцев, изгнанных из Крыма, отвели им место по Кубани именно под защитой этой крепости; в своё время татары высоко ценили такое покровительство и выразили свою признательность в самом названии Анапы, которая, как заботливая мать, приютила у себя несчастных изгнанников».


Дальше выбираюсь в Темрюк под дождем.

Полный фотоотчёт о посещении Анапы тут.