суббота, 26 сентября 2015 г.

Кудымкар

Из Верещагино до Кудымкара я добрался довольно быстро. Меня вёз очень веселый и общительный коми-пермяк Павел Радостев, который пел по дороге песни на родном языке! Я сразу же определился на ночлег в пожарную часть и пошел знакомиться с городом. В музее больше всего запомнились три вырезанных из дерева голых чёрта. Двое мужского пола и один женского. Черти эти смотрят на посетителей лукаво улыбающимися мордами с поросячими пятаками, а половые органы их аккуратно выструганы в натуральную величину. Только ради этих экспонатов стоит посетить кудымкарский музей!
В тот день я посмотрел только центр. Вечером ко мне в гости приехала милая дева, с которой мы ночевали в съёмной квартире. В Кудымкаре я не нашел ни одного объявления о сдаче жилья посуточно, а гостиница не так дешева, как хотелось бы. Только через "Авито" удалось найти подходящую квартирку недалеко от вокзала. Удивительно, но нам дали ключи, не спросив ни паспорта, ни денег. Теоретически можно было бы утром уйти с чистой совестью и не возвращаться более. В квартиру заходишь и чувствуешь присутствие Венеры! Ею пропитано всё: мебель, стены, шторы, половики, посуда, душ... Одним словом, Плеханова, 17!


Погуляв с девой и проводив деву, я зашел в редакцию газеты "Парма новости", чтобы поставить в свой блокнот печать. Журналисты заинтересовались моим проектом и охотно показали мне те достопримечательности, которые я увидеть не успел: храм и строгановское здание, Красную гору и пруд, портрет Кудым-Оша на пятиэтажке и складную радугу!


В мой план входило также посещение парка деревянных скульптур в Пармайлово. Машин в том направлении ходит не очень много, ехать около ста километров. За день я успел смотаться туда и обратно. Парк произвел на меня неизгладимое впечатление! Всюду черти, вампиры, лешие - ничего подобного я раньше не встречал.
 А подвозивший меня священник сказал: "Фу, эти языческие идолы!"


 Удалось познакомиться и с мастером, Егором Фёдоровичем Утробиным. С 80-х годов он увлекается этим искусством. Простой и гостеприимный человек. Готов принять каждого, показать и рассказать о своих "детях", так он называет огромные деревянные изваяния. Народу к нему приезжает немало, и иностранцы наведываются. Егор Фёдорович имеет звание заслуженного мастера Пермского края и на полставки работает в кочёвском музее. Черти в кудымкарском музее - тоже его работа.


На обратном пути пришлось постоять на трассе, прежде чем получилось застопить попутку. То пронесутся на скорости мимо, то водитель уже притормаживает, а сидящая рядом глава семьи отрицательно машет ему головой: поехали, мол, дальше, не нравится мне этот бородатый тип. Наконец рядом со мной тормозит гробовых дел мастер по имени Январ.
"Я, - говорит, - своей смертью не умру, потому что люблю пошутить, но не всем мои шутки нравятся. Вот строгаю гроб, сосед заходит. Он часто заходит, ему не с кем поговорить, надоедает, отвлекает постоянно. А сам поясницей страдает, поэтому не стоит, а сидит на корточках. Я ему: нынче тебе гроб сколочу квадратный! Он удивляется: почему квадратный? Я говорю: а мы тебя сидя похороним, на корточках!
С тех пор не заходит больше!
А другой сосед баню сложить попросил помочь. С женой, говорит, с Любкой, там буду стыковаться. А то дома только ляжем, тут же тёща к двери подходит, слушает да заглядывает! Куда это годится? Как стыковаться?!
Вот я ему полок сделал и перекладины поперек набиваю. Он говорит: а зачем это? Я ему: ну как, чтоб Любка не соскальзывала! А он покраснел весь, пар из ушей, давай меня в горячке гонять по двору этими перекладинами! Еле убежал!"
Из Кудымкара я отправился дальше, в Чёрмоз.

Фотоотчет о посещении Кудымкара ВКонтакте.
Фотоотчет о поездке в Пармайлово тоже ВК.