четверг, 23 января 2014 г.

Апрель 2013 Россия, Абхазия, Украина

Ростов

Апрель начался с вечера Хармса, который я провел в Ростове. Присутствующих было немного, но я оторвался. Появился перед публикой в антикафе неожиданно-слез с зашторенного подоконника в спальном мешке и босиком. На голове у меня была солдатская ушанка, на шее собачья цепь с большим блестящим нулем, дорожная куртка была надета пуговицами на спину, а лицо намазано чёрной краской для обуви. Я прочел насколько десятков стихотворений обэриутов, показал ролик Мамонова, отрывок из фильма "Город Зеро". Также мы вместе спели песни "Священная война" под музыку "В лесу родилась ёлочка" и "В лесу родилась ёлочка" под музыку "Священной войны". К сожалению, фотографий не осталось.
Из Ростова я поехал в отдаленное село, где живут мои бывшие соседи, Вова и Макс, задолжавшие мне 9000. Телефона у меня не было, их номеров тоже. Я имел только название их деревни. По дороге меня около семи км подвозили ребята на мотоцикле, где вместо люльки настелены доски. На них я и сидел. Эти семь километров запомнятся мне надолго! Темнота, проселочная дорога, бешеная скорость, холодный ветер и страх свалиться с досок! Затем пьянющие мужики на старой "копейке" довезли меня до нужного дома. Было уже около 22 часов. Хозяева не очень сильно обрадовались нежданному гостю. Вова с Максом, как оказалось, уехали на заработки в Сочи. Всё же меня приютили, утром я поговорил по телефону с Вовой и мы договорились, что я приеду к ним в Красную Поляну и они вернут мне долг.
К следующей ночи я уже был в Сочи. Дальнобойщик высадил меня на транспортной развязке в Адлере в 3 часа утра. Рядом был аэропорт, туда я и пошел ночевать. Очень хотелось есть. Разводить костер рядом с аэропортом олимпийского города я почему-то не решился. Но вот на скамейке аэропортовской автостоянки обнаружил пачку вафель, что спасло меня от голодной смерти. На этой самой скамейке я и поспал с разрешения сторожа. В Красной Поляне я много раз звонил должникам, но на звонки они не отвечали. Единственное, что я мог взять у них взамен утраченного, я уже взял-это теплые шерстяные носки, которые очень пригодились мне в дороге. Их я ношу по сей день. Носки за 9000 руб!!! Там же, в Красной Поляне, я впервые поставил палатку. Решил, что раз уж оказался в этих краях, то будет крайне безнравственно не заехать в Абхазию.
Абхазия
В Новом Афоне меня вписали в мужском монастыре. Человек, который проверял там мои документы, изрек мудрые слова, которые после него изрекали и иные мудрецы: "Странно, называет себя Севой, а по паспорту Иван. Говорит, что из Саратова, а в паспорте написано-Камышин..." На подобные возражения у меня было логичное объяснение: мне дали имя Иван, но с детства называют Севой, т.к. я похож на своего  дедушку, Севу. Я родился и прописан в Камышине, но большую часть жизни прожил в Саратове. 
Там же, в окресностях Нового Афона, я погулял по местам, где, по преданию, жил апостол Иисуса Христа Симон Кананит, а также набрал полные карманы мелочи в часовне древнего храма на вершине Иверской горы. 5 апреля открыл свой купальный сезон. Затем поехал на озеро Рица. Въезд туда, как оказалось, платный (250 руб). Но женщина, подвозившая меня, договорилась с абхазскими мздоимцами, чтобы меня пропустили бесплатно. Женщина просила поработать недели две с ее мужем-помочь крыть крышу их дома. Надеюсь, они успешно справились без меня. На Рице я пошел на дачу Сталина, которую мне порекомендовал для ночлега один из водителей. Там, однако, я не был принят с восторгом. Дача Сталина теперь закрыта и не работает как музей. Зато меня хорошо встретили на маленькой ГЭС неподалеку. Угостили жареной рыбой из озера и чачей, а разместили в маленьком домике, где раньше было кафе. Один из этих гостеприимных абхазов со смешным именем Масик показал мне на следующий день своё кафе на берегу Рицы. Это небольшое квадратное помещение, в центре его находится очаг, на котором готовят шашлык, мамалыгу и иные вкусности. 




При мне женщины варили какую-то траву. В крыше кафе проделано большое отверстие, через которое уходит дым. Вокруг очага много столов. Дверей кафе не имеет, только два сквозных входа. На стенах висят шкуры местных лесных животных. Масик угостил меня очень аппетитным мясом, налил чачи (ею в Абхазии угощают всех и везде) и предложил остаться на сезон поработать. Им нужен был строитель и человек, который сдавал бы катамараны напрокат отдыхающим. Зов Магадана был всё же заманчивее, чем зов Рицы, и я отказался. К тому же, оставшись на столь известном курорте, я мог бы встретить кого-нибудь из знакомых. С Рицы я ехал на экскурсионном автобусе с цивильными туристами. Послушал интересный рассказ экскурсовода.
В Абхазии я провел всего два дня, но впечатлений осталось много! Мне нужно было поторопиться обратно в Украину, ведь в Одесской области  меня ждал попутчик, с которым мы договорились попутешествавать вместе. Я решил ехать паромом через порт Кавказ сразу в Керчь. Вариант выехать из Адлера в ту сторону стопом мне показался сложным, ибо город длится несколько десятков км по побережью. Поэтому сел в электричку Адлер-Туапсе. Тут мне пригодилась мелочь по 10 и 50 копеек, натыренная в Итурейской крепости. Кассирша посмотрела на гору монеток и сказала, что я могу ехать бесплатно. В электричке познакомился с армянами-кришнаитами. Прибыл в Туапсе поздно ночью и пошел ночевать на городской пляж. Поставил там палатку, лег спать, а утром проснулся от того, что меня чуть не унесло в море. Начался шторм и волны стали доходить до палатки. Многие вещи подмокли, но быстро высохли на ветру и солнце. 
Всего полгода назад я был на этом пляже с женой. Тогда я и подумать не мог, что снова окажусь там так скоро и один! В Агое заходил в дом, где мы снимали комнату, но не застал никого. В Анапе кипятил воду из лужи, потому как негде было взять драгоценную жидкость. 
Паром из Краснодарского края в Украину стоил всего 30 гривен (120 руб). И вот я снова в Крыму, уже третий раз за весну!
Украина
На этот раз меня вписали в женский монастырь, где отказали месяц назад. Дорога из Керчи в Одессу была очень быстрой и удачной. Всего за сутки я добрался от одного края Украины до другого. До Белгорода-Днестровского, где живет мой попутчик, меня подвозил грек, помощник депутата из Ростовской обл. Он ехал домой, в Грецию, и остановил мне, потому что сам в молодости много путешествовал автостопом.
Евгений Иванович (так зовут приятеля-попутчика) только закончил ВУЗ, где учился на историка-оценщика культурных ценностей, и решил посмотреть Украину. Его очень вдохновил фильм "В диких условиях", поэтому он захотел путешествовать автостопом, но не решался поехать один. Евгений Иванович показал мне город, старинную крепость, пушкинские места и вписал в гараж на своей территории. 


Мы начали с двух населенных пунктов в его области-поехали в г.Измаил и пос.Вилково, оба на границе с Румынией. В Измаиле нам были очень рады в мужском монастыре, а в Вилково местный житель пригласил нас поставить палатку на островке, который образовался на его участке из-за весеннего разлива Дуная. Он даже дал нам высокие сапоги, чтобы мы могли пройти аки посуху. Вилково называют украинской Венецией, т.к. немалая часть поселка имеет длинные улицы с водой вместо асфальта и лодками вместо автомобилей. 


У Евгения Ивановича не было спальника, он взял с собой два одеяла и очень замерзал в них ночью. Но, несмотря на это, он очень восхищался автостопом и говорил, что я открыл ему новый мир. На пару дней мы вернулись в Белгород-Днестровский и затем двинули в Днепропетровскую область на Эльбу. Эльба-это слёт автостопщиков, который проводится три раза в год. Наш путь пролегал через Одессу и Кривой Рог. Евгений Иванович договорился о вписке в Кривом Роге. По дороге нам пришлось разделиться, потому что дальнобой мог взять только одного пассажира. Я отправил Евгения Ивановича вперед, а сам поехал следом на легковушке. Встретились мы уже после 21 часа на окраине Кривого Рога, а это самый длинный город Украины. Нам нужно было добраться до другого конца города. К счастью, до метро нас бесплатно подбросил таксист. На подземном скоростном трамвае мы преодолели еще некоторое расстояние. А дальше только пешком. Пришлось бы идти часа четыре, если бы водитель "Газели" не остановил нам. В общем, к трем часам ночи мы добрались до вписки. Это был протестантский центр для молодежи в здании двухэтажного детсада. Пастор, который координирует этот центр, простой и приветливый парень, катался стопом по Европе, поэтому с пониманием относится к путешественникам и с радостью принимает их. 

На Эльбе было очень весело. Песни у костра, общий котел, напитки, рассказы бывалых путешественников. 


Съехалось больше 40 человек. Основная масса с Украины, несколько человек, как и я, из России, один из Молдавии. Кто-то стопил по Европе, кто-то по Азии, кто-то проложил маршрут вокруг Черного моря. А один 70-летний дедушка год назад объехал автостопом всю Южную Америку! На Эльбе есть свой фирменный напиток-"дебошир". В пятилитровой баклашке смешивают сгущенку, кофе, водку, разбавляют это небольшим количеством воды и пускают по кругу. Каждый хлебает по глоточку. И так пока не кончится. Очень вкусная штука!!! 
После Эльбы мы три дня тусили в Днепропетровске. Гуляли по центру города, ходили по музеям. В литературно-художественный музей нас пустили бесплатно-уважение вызвали наши рюкзаки. Там меня весьма впечатлили картины художника Михаила Сапожникова. 



Зашли покушать в один храм (мы же паломники!!!). Нас там ждал первоклассный обед в беседке на живописном берегу Днепра! Также нас угощали кришнаиты, а вот в синагоге даже не открыли (только потом мы догадались, что выбрали не вполне удачный день для ее посещения-день рождения Гитлера).

Друзья пригласили нас на поэтическое мероприятие, которое должно было состоятся в храме Киевского патриархата (в Украине православные церкви разделены по принадлежности либо к Московскому, либо к Киевскому патриархату. Патриархаты враждуют между собой и обливают грязью друг друга). Мероприятия не было, но в церкви мы хорошо поели, попили чаю, пообщались с художником-бандеровцем, который даже водил нас домой показать свои картины.

После Днепропетровска нас ждал Донецк. Знакомые позаботились, чтобы нас вписал Гусар, который тоже был на Эльбе. До него мы добирались с приключениями. На пути в Донецк нам снова пришлось разделиться. И привезли нас ночью в разное время в разные части города. Евгений Иванович пошел пешком со своей стороны, общественный транспорт уже не ходил. А я успел на дежурный троллейбус, от остановки которого нужно было идти еще километров семь. Я созванивался с Евгением Ивановичем с телефонов прохожих. И только в 4 часа утра мы встретились у подъезда Гусара. На домофон он не отвечал и мы стали ждать рассвета на лавочке. Прохладненько было! Евгений Иванович надел на себя мой спальник так, что торчали только ноги, и сидя спал на скамейке. Людей, которые шли рано на работу, это зрелище веселило. Один парень даже сфотографировал его! Примерно в 6 утра мы наконец дозвонились до Гусара и пошли спать.

Из Донецка двинули на юг, в буддийский монастырь, единственный в Украине, который находится в селе Ольгинка. Там его называют просто домом с китайской крышей. Дверь монастыря открыл армянин, и, с разрешения настоятеля, мы остались ночевать там. В монастыре всего 4 человека. Они очень тепло приняли гостей. Было весьма интересное общение. Евгений Иванович, сугубо православный человек, оказался подкованным в вопросах буддийских учений и общался с ними на равных.




Я перепутал Мелитополь с Мариуполем и по этой причине мы остались без монастырской вписки. В поселке Мангуш нам пришлось искать, где заночевать. Мы зашли в храм. Священника не было, только несколько прихожанок. Одна из них, подумав, пригласила паломников в свой пустующий после смерти дочери дом. Она разрешила пользоваться всем, что есть в доме. Я нашел там пару бутылок водки и не посчитал грехом перелить их содержимое в свою баклашку. Так было веселее продолжать путь!
До Мелитополя мы всё-таки добрались.  Нам предложили переночевать в монастырской гостинице за деньги, но откуда деньги у истинных паломников?! Богопротивный отец Иосиф, ответственный за охрану, не разрешал нам остаться в сторожке, где есть три койкоместа. Я уже был готов подбирать место для палатки. Но Евгений Иванович, знающий все монастырские приколы и нюансы, пошел искать настоятеля или кого-то из благочинных. Получив благословение настоятеля на бесплатный ночлег в сторожке, он смело вернулся к посрамленному отцу Иосифу. Теперь тот уже не мог отказать! Соблюдай теократию, святой отец! Так мы утерли нос неправедному человеку.
Далее нас ждал Старый Крым. Мы посмотрели старинные мечети, сходили в музей Грина и еще в какие-то музеи этого маленького города. Ночевали на территории армянского монастыря в палатке. Там я оставил свою зимнюю куртку, которая уже была не нужна. Пешком мы отправились на развалины другого армянского монастыря-Сурб Степанос. На лесных крымских тропах встречалось много туристов, ибо был почти май! Но это уже совсем другая история...